|
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
|
|
|
Каталог статей |
|
Вязкость масла - что это
Вязкость - важнейшее свойство масла. Ее изменение в зависимости от
температуры определяет границы температурного диапазона применения
масла. При низких температурах масло не должно иметь большую вязкость,
чтобы обеспечить холодный пуск двигателя (проворачивание стартером) и
прокачивание насосом по системе смазки. При высоких температурах масло
не должно иметь очень малую вязкость, чтобы поддерживать необходимое
давление в системе и надежно создавать смазывающую пленку между
трущимися деталями.
По величине вязкости и ее изменению в зависимости от температуры масла разделяют на:
-
зимние - благодаря небольшой вязкости обеспечивают холодный пуск при
низких, но не обеспечивают надежного смазывания двигателя при высоких
температурах;
- летние - не обеспечивают холодный пуск при
температуре окружающего воздуха ниже 0°С, но благодаря большой вязкости
надежно смазывают двигатель при высоких температурах;
-
всесезонные - при низких температурах обладают вязкостью зимних, а при
высоких - летних масел. Всесезонные масла вытесняют летние и зимние по
двум причинам: нет необходимости заменять их при смене сезона и они
более эффективны как нергосберегающие.
Кроме вязкости
эксплуатационные характеристики масла определяются противоизносными
моющими, антиокислительными и антикоррозионными свойствами.
Вязкостные
характеристики, таким образом, являются первыми и самыми важными
элементами классификации моторных масел. Любые добавки, в том числе и
модификаторы, повышают его цену, поэтому всегда необходимо выбирать
правильное отношение свойств масла и условий его эксплуатации.
Основой
для подбора конкретной марки являются требования производителя Вашего
автомобиля к применяемым маслам и жидкостям, приведенные в инструкции по
эксплуатации. Обычно, помимо формальных требований (спецификаций) на
используемые продукты, там также в качестве примера приводятся
конкретные марки масел или ссылки на фирмы-производители смазочных
материалов. Если же автомобиль уже далеко не новый и сведений,
приведенных в инструкции по эксплуатации недостаточно (или они просто
устарели), то Вы должны самостоятельно выбрать марку масла для двигателя
или трансмиссии.
Что такое "SAE"?
Спецификация SAE (SAE –
Society of Automobile Engineers) – Общество Автомобильных Инженеров)
является международным стандартом, регламентирующем вязкость масел.
ЭТО НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ НЕ МАРКА ПРОИЗВОДИТЕЛЯ МАСЕЛ!!!
Надо
помнить, что ни о качественных характеристиках масел, ни их применении
для конкретных марок автомобилей и типов двигателей спецификация SAE не
говорит.
Прочтите, какие требования предъявляет спецификация SAE к моторным маслам:
Последняя редакция SAE J300 опубликована в декабре 1999 года. Требования этого стандарта :
Кинематическая
вязкость. Характеризует принадлежность сезонных масел к тому или иному
классу вязкости. Определяется при 100оС и невысоких скоростях сдвига (от
20 до 100 с-1).
Пусковые свойства. Характеризуют сопротивление
при пуске холодного двигателя и возможность достижения пусковых
оборотов. Определяются при отрицательных температурах от -10 до -35оС в
зависимости от класса вязкости и высоких, порядка 105с-1, скоростях
сдвига. Иными словами - в условиях, характерных для работы в подшипниках
коленчатого вала при холодном пуске.
Прокачиваемость.
Характеризует скорость поступления масла к парам трения при холодном
пуске и вероятность выхода двигателя из строя из-за проворота вкладышей
при холодном пуске. Определяется при отрицательных, от -15 до -40оС,
температурах в зависимости от класса вязкости и низких, около 10 с-1,
скоростях сдвига. Таким образом, при оценке этой характеристики
реализуются условия течения масла в поддоне к маслоприемнику и в
маслоприемнике насоса при пуске холодного двигателя.
Вязкость при
высокой температуре. Отражает эффективную, реальную вязкость масла при
летней эксплуатации современных высоконагруженных двигателей.
Характеризует противоизносные свойства масел, потери на трение и влияние
на экономичность двигателя. Определяется при 150оС и высоких, порядка
106 с-1, скоростях сдвига. Тем самым имитируются условия нагружения
подшипников коленчатого вала при работе с высокими нагрузками и
температурами.
Как видите, спецификация SAE – это
характеристики масел по классам вязкости. На сегодняшний день она
содержит 6 зимних классов и 5 летних классов масел. В обозначении зимних
классов присутствует буква "W" от слова "Winter", что означает "Зима".
Чем больше вязкость масла по этой спецификации, тем выше число, входящее
в обозначение класса.
К зимним классам вязкости относятся: SAE 0W, 5W, 10W, 15W, 20W, 25W; К летним классам вязкости относятся: SAE 20, 30, 40, 50, 60.
Для
примера разберем, о чем говорит, например, обозначение SAE 10W-40 для
моторных масел. Обозначение класса вязкости "10W" дает нам информацию о
зимнем применении данного масла. Иными словами, от правильного выбора
этого параметра зависит насколько легко, а самое главное без негативных
последствий, Вы сможете запустить двигатель на морозе. Класс вязкости
"40" в нашем примере является так называемым "летним" классом и говорит
о том, насколько масло способно сохранять работоспособность в
высокотемпературных зонах двигателя.
Присутствие же в обозначении сразу двух классов (как в нашем примере - SAE 10W-40) говорит о всезезонности данного масла.
Как выбрать класс вязкости по SAE?
При
выборе класса вязкости моторного масла необходимо следовать инструкциям
завода-изготовителя Вашего автомобиля. Если же она отсутствует или не
содержит подобных рекомендаций (например, если автомобиль далеко не
новый и рекомендации в инструкции или уже устарели или просто
отсутствуют), вы должны помнить, что:
а) При выборе так
называемого "зимнего" класса вязкости необходимо руководствоваться
значениями средних зимних температур в регионе, где эксплуатируется Ваш
автомобиль.
Следуя этим рекомендациям Вы и Ваш автомобиль будете
застрахованы от проблем с запуском в зимнее время и от негативных
последствий для двигателя (таких как повышенный износ и "заклинивание"
во время и сразу после запуска, когда двигатель работает в режиме
масляного "голодания"), которые возникают обычно при применении масел
несоответствущего класса вязкости. Необходимо помнить, что при каждом
запуске двигателя (не обязательно на сильном морозе, а даже при плюсовых
температурах) требуется некоторое время для того, что бы масляный насос
прокачал масло по системе смазки и оно поступило ко всем трущимся
частям. В это время двигатель как раз и будет работать в режиме так
называемого масляного "голодания", о котором мы уже упоминали выше.
Понятно, что при этом резко возрастает трение и износ. Таким образом,
чем более масло способно сохранять текучесть при низких температурах,
тем быстрее оно будет прокачано по системе смазки и обеспечит защиту
двигателя. Лучшими в этом отношении являются моторные масла класса "0W" .
в)
Что касается выбора так называемого "летнего" класса, то следует
отметить, что большинство европейских производителей автомобилей
рекомендуют использование масел класса "40" по SAE. Это связано с
высокой тепловой напряженностью современных двигателей внутреннего
сгорания и наличием высоких температур, удельных давлений и скоростей
сдвига в различных зонах двигателя (поршневые кольца, распределительный
вал, подшипники коленчатого вала и т.д.). В этих жестких условиях масло
должно сохранять вязкость, достаточную для образования масляной пленки и
охлаждения пар трения. Это задача становится особенно актуальной для
предотвращения повышенного износа, задиров и "заклинивания" в жару или
во время длительного нахождения в "пробке" (в условиях отсутствия обдува
и охлаждения двигателя потоками встречного воздуха и, как следствие,
перегрева масла в картере двигателя), а также в случае перегрева
двигателя из-за возможных неисправностей в системе охлаждения.
Для
всесезонных масел, обладающих свойствами как зимних, так летних сортов
масла, спецификация SAE предусматривает двойное обозначение, например,
10W-40, где зимние вяскостно-температурные свойства отражены в левой
части обозначения, а летние – в правой.
Вязкостно-температурные
свойства — одна из важнейших характеристик моторного масла. От этих
свойств зависит диапазон температуры окружающей среды, в котором данное
масло обеспечивает пуск двигателя без предварительного подогрева,
беспрепятственное прокачивание масла насосом по смазочной системе,
надежное смазывание и охлаждение деталей двигателя при наибольших
допустимых нагрузках и температуре окружающей среды. Даже в умеренных
климатических условиях диапазон изменения температуры масла от холодного
пуска зимой до максимального прогрева в подшипниках коленчатого вала
или в зоне поршневых колец составляет до 180—190 °С. Вязкость
минеральных масел в интервале температур от -30 до +150 °С изменяется в
тысячи раз. Летние масла, имеющие достаточную вязкость при высокой
температуре, обеспечивают пуск двигателя при температуре окружающей
среды около 0 °С. Зимние масла, обеспечивающие хо¬лодный пуск при
отрицательных температурах, имеют недостаточную вязкость при высокой
температуре. Таким образом, сезонные масла независимо от их наработки
(пробега автомобиля) необходимо менять дважды в год. Это усложняет и
удорожает эксплуатацию двигателей. Проблема решена созданием всесезонных
масел, загущенные полимерными присадками (полиметакрилаты, сополимеры
олефинов, полиизобутилены, гидрированные сополимеры стирола с диенами и
др.).
Вязкостно-температурные свойства загущенных масел таковы,
что при отрицательных температурах они подобны зимним, а в области
высоких температур — летним (рис. 2.3). рис. 2.3
Рис. 2.3. Вязкостно-температурные характеристики на примере летнего (7 — SAE 40), зимнего (2 — SAE 10W) и всесезонного (3 — SAE 10W-40) масел: 4 — максимальная вязкость при холодном пуске; 5 — минимальная необходимая высокотемпературная вязкость
Вязкостные
присадки относительно мало повышают вязкость базового масла при низкой
температуре, но значительно увеличивают ее при высокой температуpe, что
обусловлено увеличением объема макрополимерных молекул с повышением
температуры и рядом иных эффектов. В отличие от сезонных, загущенные
всесезонные масла изменя-ют вязкость под влиянием не только температуры,
но и скорости сдвига, причем это изменение временное. С уменьшением
скорости относительного перемещения смазываемых деталей вязкость
возрастет, а с увеличением снижается. Этот эффект больше проявляется при
низкой температуре, но сохраняется и при высокой, что имеет два
позитивных последствия: снижение вязкости в начале проворачивания
холодного двигателя стартером облегчает пуск, а небольшое снижение
вязкости масла в зазорах между поверхностями трения деталей прогретого
двигателя уменьшает потери энергии на трение и дает экономию топлива. Характеристиками
вязкостно-температурных свойств служат кинематическая вязкость,
определяемая в капиллярных вискозиметрах, и динамическая вязкость,
измеряемая при различных градиентах скорости сдвига в ротационных
вискозиметрах, а также индекс вязкости — безразмерный показатель
пологости вязкостно-температурной зависимости (см. рис. 2.3),
рассчитываемый по
значениям кинематической вязкости масла,
измеренной при 40 и 100 "С (ГОСТ 25371—82). В нормативной документации
на зимние масла иногда нормируют кинематическую вязкость при низких
температурах. Индекс вязкости минеральных масел без вязкостных присадок
составляет 85-100. Он зависит от углеводородного состава и глубины
очистки масляных фракций. Углубление очистки повышло индекс вязкости, но
снижает выход рафинада. Синтетические базовые компоненты имеют
индекс вязкости 120-150, что дает возможность получать на их основе
всесезонные масла с очень широким температурным диапазоном
работоспособности. К низкотемпературным характеристикам масел относят
температуру застывания, при которой масло не течет под действия силы
тяжести, т.е. теряет текучесть. Она должна быть на 5-7 °С ниже той
температуры, при которой масло должно обеспечивать прокачиваемость. В
большинстве случаев застывание моторных масел обусловлено образованием в
объеме охлаждаемого масла кристаллов парафинов. Требуемая нормативной
документацией температура застывания достигается депарафинизацией
базовых компонентов и/или введением в состав моторного масла
депрессорных присадок (полиметакрилаты, алкилнафталины и др.).
|
Категория: О масле и смазках | Добавил: tockabook (26.02.2017)
|
Просмотров: 263
| Рейтинг: 0.0/0 |
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
|
|
Copyright MyCorp © 2024 |
|
|