Все больше и больше распространяется в наше стране увлечение
мотоциклами, моторными лодками и водными скутерами. Но вместе с этим
возникает вопрос о выборе правильного смазочного материала. Как
разобраться в видах двигателей и классификациях моторных масел для них?
В
настоящее время применяются двухтактные (Two Stroke – "2T”) и
четырехтактные (Four Stroke – "4”) двигатели для водной и мото техники.
Принцип
действия двухтактных бензиновых двигателей основан на рабочем цикле,
состоящем из двух тактов. Двухтактные двигатели не имеют масляного
картера и смазываются топливной смесью, состоящей из бензина и масла
(обычно 1:50), или путем впрыска масла в цилиндр. После сгорания топлива
остатки масла удаляются вместе с выхлопными газами, поэтому проблемы
полного сгорания моторного масла, дымообразования и биологической
разлагаемости являются очень актуальными.
По мощности и рабочему объему двухтактные двигатели делятся на:
* малые, с рабочим объемом до 50 см3;
* средние, с рабочим объемом 50-200 см3,
* большие, с рабочим объемом более 200 см3.
Практически все классификации моторных масел для двухтактных двигателей основываются на следующих критериях:
* смазывающие свойства:
пригорание колец,
задирный износ;
* моющие свойства:
образование отложений, нагара, лаков,
калильное зажигание;
* экологические свойства: токсичность выхлопных газов,
дымообразование,
биологическая разлагаемость масла.
Рабочий
объем двигателя принят за основу в системе классификации моторных масел
для двухтактных двигателей по API (Американский Институт Нефти) и
предусмотрены следующие классы:
API TA – моторные масла,
предназначенные для малых двигателей рабочим объемом до 50 см3, с
воздушным охлаждением; такие двигатели применяются на мопедах,
газонокосилках, в малых электрогенераторах и т.д.
API TB – моторные
масла, предназначенные для скоростных двигателей рабочим объемом 50-200
см3, с воздушным охлаждением, работающие при больших нагрузках. Такие
двигатели применяются на мотороллерах, мотоциклах, в бензопилах.
API
TC – моторные масла, предназначенные для двигателей с высокими
требованиями к качеству масла, рабочим объемом 50-200 см3 и большим
соотношением топливо/масло. Применяется в мотоциклах, снегоходах и др.
(кроме моторных лодок).
API TD – моторные масла, предназначенные для
подвесных двигателей моторных лодок, с водяным охлаждением.
Соответствуют требованиям качества NMMA TC-W. Большинство современных
двигателей для моторных лодок имеют водяное охлаждение. Для масел таких
двигателей устанавливаются строгие требования по дымообразованию и
биологической разлагаемости остатков масла. Требования к качеству и
обозначение таких моторных масел регламентируется NMMA – Национальной
Ассоциацией Производителей Судовых Двигателей. На сегодня существуют три
класса качества по системе NMMA TC-W по порядку увеличения требований:
NMMA TC-W, NMMA TC-WII, NMMA TC-W3.
Огромный опыт по эксплуатации
и производству двухтактных и четырехтактных двигателей для мотоциклов
накоплен в Японии, поэтому стандарты-спецификации Японской Организации
Автомобильных Стандартов – JASO приобретают все более широкое признание.
JASO разработала 4 новых метода стендовых испытаний для определения
качества моторного масла. Предусмотрены следующие классы-уровни качества
моторных масел:
JASO FA – для двухтактных двигателей мотоциклов и других машин (масла предназначены для применения в развивающихся странах).
JASO FB - для двухтактных двигателей мотоциклов и других машин (минимальные требования для применения в Японии).
JASO
FС – для двухтактных двигателей мотоциклов и других машин, бездымное
моторное масло (основное масло для применения в Японии).
JASO FD –
для двухтактных двигателей мотоциклов и других машин, бездымное моторное
масло с улучшенными характеристиками по чистоте двигателя в сравнении с
FC (наивысшие требования к 2-тактным маслам в Японии).
JASO MA (MA-1
и MA-2) – для четырехтактных двигателей мотоциклов. Отличается от MB
большим коэффициентом трения. MA-2 отличается бoльшим коэффициентом
трения, чем МА-1.
JASO MB – для четырехтактных двигателей мотоциклов. Отличается малым коэффициентом трения.
Также
используется классификация ISO для двухтактных двигателей. В настоящее
время ISO EGD – класс наивысшего качества, не имеющий эквивалента в
других системах классов качества.
Для мотоциклетных двигателей 4Т
применяются автомобильные масла для бензиновых двигателей, но к ним
предъявляются дополнительные требования относительно фрикционных
свойств, так как в одном агрегате с двигателем мотоцикла имеется
фрикционный механизм сцепления. Моторное масло должно обеспечить хорошее
сцепление и не допустить проскальзывание. Для этой цели непригодны
маловязкие и энергосберегающие масла, содержащие присадки – модификаторы
трения, снижающие коэффициент трения, поэтому и были введены 2 класса
JASO MA и MB.